• GANAMEDIA

Почему хорошая песня - это дорого?


В 2019 году многих поразила история альбома Billie Eilish, возглавившего все значимые топ-чарты планеты. Брат певицы заявил, что весь альбом был записан… прямо в его спальне! Это дало толчок к новой волне демо-записей, сделанных буквально “на коленке” и пытающихся снискать себе аналогичную популярность. Но может ли DIY-качество (Do It Yourself - “сделай это сам”) стать новым трендом для хитов и действительно ли пора отказываться от дорогостоящих услуг специалистов? Давайте разбираться.

Во-первых, давайте сразу не будем отметать такую вероятность: действительно, отдельные жанры совсем не тяготеют к качеству. Достаточно вспомнить популярность мамбл-рэпа и феномена “Soundcloud rappers”, которые получали неплохие контракты буквально после первого же сингла, записанного дома в слегка измененном состоянии. Тем не менее, качественные поп-, хип-хоп-, рок- и прочие релизы классических жанров требуют серьезной проработки, чтобы выйти на более серьезный уровень.

Во-вторых, есть большое количество примеров, когда первоначальные версии композиций действительно создаются на домашних студиях. Однако, впоследствии такой материал все равно требует профессиональной обработки или даже перезаписи - потому что он может не соответствовать требованиям площадок и стриминговых сервисов к качеству отгружаемой слушателю музыки.

Так из чего складывается стоимость по-настоящему качественного трека и сколько по времени на это уходит? Давайте посмотрим.


Сонграйтинг


Любая композиция начинается с мелодии. Мелодия является ключевой идеей, посылом, который автор закладывает в песню. Мелодию придумывает сонграйтер, который впоследствии может дополнить её другими инструментами, чтобы идея стала понятнее. Чаще всего у сонграйтера в арсенале есть пара-тройка (а то и десятки, в зависимости от опыта) мелодий, которые он примеряет под конкретного артиста - для него здесь важно сочетание образа исполнителя с музыкой.

Идея песни состоит из:

а) Топлайна - той самой запоминающейся части песни, которую напевают. Именно за счет мощного топлайна трек оказывается в чартах. Но на старте создания это всего лишь вокальная мелодия, спетая для ориентировки, которая придумывается, чтобы гармонировать с мелодией музыки. (Или первичная демка музыки, которая придумывается на топлайн; но это уже другая история). Это минимум половина композиции с точки зрения музыкального восприятия.

б) Текста - это и есть основной смысл, месседж, ядро картинки. Текст — это то, что вы себе представляете, когда слышите «если есть в кармане пачка сигарет». Это 100% информационной части песни. Это буквально ее смысл существования — если речь идет не об инструментальной композиции.

в) Первичной демо-музыки (Демка/скелет/рыба) - первоначальной идеи музыки будущей песни. На этом этапе она в примитивом виде, будто высеченный из скалы силуэт Афродиты в момент, когда определялось, какого она будет роста и какой формы у неё будет грудь. Кажется, что тут можно слепить из песни всё, что угодно — но именно этот этап определяет, будет ли песня музыкально удачной и пригодной для дальнейшей обработки.

Всё вышеперечисленное необходимо, чтобы создавать демку для любой песни — вне зависимости от того, создается она музыкантом-одиночкой или же целым продюсерским центром. Создать по-настоящему хитовую демку способен либо исключительно крутой охотник, который может за раз убивать трёх зайцев, либо три охотника, которые справляются с одним зайцем — но делают это мастерски, порой даже лучше, чем «охотник-одиночка». У нас в GANAMEDIA есть и крутые охотники-одиночки, но мы чаще выбираем подход, в котором каждый делает то, что умеет лучше всего.


Чаще всего, именно на этом этапе и продают большинство песен. Все честно - вы покупаете идею за 50 тыс. руб. (в среднем) и самостоятельно мучаетесь с продакшеном. Тем не менее, именно качественный продакшн делает потенциально хорошую идею дорогой песней.

Звукорежиссура


Само создание композиции на студии требует вмешательства профессионала, который будет контролировать и сами процессы, и артиста, и песню. Многие треки прогорают на старте из-за плохого или в целом отсутствующего продакшена; в большинстве случаев, хороший продакшн - это заслуга не только продюсера, но и микс-инженера, который правильно настроил оборудование, чтобы добиться максимально качественного звучания. На по-настоящему дорогих студиях в комплекте со звукорежиссером всегда поставляется парочка помощников, которые ассистируют звукорежиссеру, чтобы он не отвлекался на мелочи вроде “передвинуть усилитель”, “протереть микрофон от слюней вокалиста” и так далее.


Аранжировка


Качественная аранжировка для композиции - ещё менее понятный для большинства артистов феномен. Ведь зачастую всё заканчивается на этапе сонграйтинга - иногда и правда может показаться, что достаточно основной идеи. Профессиональный аранжировщик добавит дополнительных нюансов композиции, которые украсят первоначальную идею - это могут быть еле заметные дополнительные инструменты или отдельные ноты, вокальные ходы или эффекты, наложенные на имеющиеся инструменты. Это детальная работа с формами и очертаниями нашей Афродиты. Мы высекаем каждую складочку, изгибы губ и морщинку. На этом этапе все составляющие песни, над которыми работали профи по отдельности, склеиваются в единую композицию, легкую для восприятия.



Микс-инженеринг


Промежуточная стадия работы между аранжировкой и сведением. Микс-инженер работает с тончайшими нюансами каждого звука. И нет, это не звукорежиссер (который работает только с тем, что уже есть), этот специалист функционирует, как аранжировщик, только менее творческий и более технически замороченный. Он делает много штук. Давайте назовем их просто штуками, потому что лееринг, свинг точек грува, подгон атак, реампинг и еще миллион непонятных слов совсем не вызовут у вас чувства приязни. А ведь этот человек подгоняет вашу песню под требования площадок и помогает слушателю увидеть нюансы. И только потом с этим штуками работает звукорежиссер.


Сведение и мастеринг


Этап финальной подготовки композиции к тому, чтобы она начала покорять слушателей. Им пренебрегает ещё большее число артистов, потому что на этом этапе разница с исходным звуком практически незаметна - однако именно на этом этапе звук обретает вполне конкретную форму, позволяющую комфортно прослушивать музыку на разных устройствах и не терять в качестве. На этом этапе подчеркиваются сильные стороны композиции, будь то вокал, отдельный инструмент или даже часть трека. В качестве бонуса - ваша композиция будет приоритетнее для прослушивания кураторам плейлистов на площадках, ведь трек будет соответствовать внутренним стандартам платформ по звучанию контента.



Вокалист


После того, как музыкальная часть нашей песни полностью готова, к делу подключается крутой вокалист. Зачем крутой вокалист, если у нас уже есть в цепочке топлайнер? Затем, чтобы спеть всю песню ТАК, КАК НУЖНО, включая все художественные и технические моменты, добавляющие исполнению уникальности. Также это нужно, чтобы оставить свой прекрасный, техничный и красивый вокал в качестве бэков для будущего исполнителя, который иногда может оказаться не самым лучшим вокалистом.


Но что насчёт порядка цен? Ведь каждый исполнитель - это отдельный персонаж, которому нужно заплатить немалые деньги. А если нанимать их всех по отдельности - так вообще можно разориться. Ответ прост - для этого и существуют профессиональные студии, где работает четко слаженная команда профи, понимающих и клиента, и друг друга с полуслова. Именно этим принципом руководствуемся и мы в GANAMEDIA - поэтому в нашей компании творческий процесс функционирует на 100% слаженно.
21 views0 comments