Чарты всегда играли важную роль в формировании имиджа артиста или отдельного релиза. Исторически крупнейшую роль в этом сыграл чарт Billboard Hot 100, запущенный аж в далеком 1958 году. Тогда подобные топы формировались в основном благодаря продажам физических носителей и контенту на радиостанциях. Сейчас миром правит диджитал, а значит и доминирующие позиции заняли чарты платформ — от BOOM и Яндекс.Музыки до Apple Music и прочих гигантов.
Даже начинающему артисту без какой-либо аудитории критически важно понимать, из чего строится успех более крупных коллег. Понимание таких вещей позволит выстроить четкую стратегию достижения музыкальных вершин и примерно спрогнозировать, когда вложения денег и усилий окупятся.
Важно понимать, что с того момента, когда музыкальными чартами правила payola (тут нужно напомнить вам прочесть первую часть нашего опуса), прошло достаточно времени. Сейчас даже самые престарелые топы используют сложные автоматизированные системы подсчёта данных. Конечно же, они не исключают полностью возможности подтасовок (да и в целом в музиндустрии всё всегда зависело от наличия нужных контактов), но как минимум обеспечивает некоторую степень прозрачности.
К примеру, тот же Billboard Hot 100 активно использует систему Nielsen SoundScan, которая позволяет подсчитывать прослушки и покупки релизов, на основании чего агрегируется информация из разных регионов, формируя топы по категориям. В принципе, отсчёт "новейшей истории" в области подсчёта статистики релизов можно начинать с 2015 года, когда основные крупные цифровые площадки начали в полной мере отдавать детализированную статистику по своему контенту. Это был исторически важный шаг для формирования чартов - но маленькому артисту практически бесполезный.
Есть и другие серьезные системы для отслеживания контента — к примеру, Broadcast Data Systems отслеживает попадание трека в эфиры радиостанций. Специальная система считывает закодированный в песнях сигнал, анализирует поток трафика и добавляет информацию в общую статистику. В свою очередь, Arbitron учитывает в большей степени охват аудитории конкретной радиостанции и время суток, в которое звучит трек.
В родной России ситуация следующая. Если говорить о ВКонтакте, то для чарта засчитывается уникальное прослушивание, достигшее 30 секунд трека. Лайфхак: погнали записывать треки по 15 секунд? От количества уникальных прослушиваний и зависит ваша позиция в чарте. Есть некоторые усреднённые цифры, высчитанные десятками проведённых рекламных кампаний — в топ-100 потенциально позволит попасть четверть миллиона прослушиваний, а в топ-50 — половина миллиона. Крайне важна также и интенсивность набора — если трек набрал такое число постепенно, трюк не сработает. Как и везде, важен резкий рост показателей, сигнализирующий о повышенном интересе к вашему творчеству. Крайне желательно — в первый день появления релиза на площадке.
Чарт альбомов формируется по количеству прослушиваний на платформе. Информация меняется каждый день — в топе будет всё самое актуальное. Обновления коснулись и другого рейтинга, чарта треков. Следить за ним стало удобнее: теперь иконки показывают, как изменилась позиция песни, а также указывают на новичков.» — ВКонтакте о запуске нового алгоритма чартов
О том, насколько непрозрачной может быть система формирования чартов в Apple Music и iTunes, можно почитать здесь. Авторы пишут о расценках на «черном рынке» топа Apple — «Сутки — 1700 долларов (111 412 рублей), неделя — 8300 долларов, две недели — 11 900 долларов.» Наша редакция настоятельно не рекомендует пытаться повторять подобные опыты — во-первых, народной любви так не сыскать, во-вторых, Apple может кинуть бан, ну и в-третьих — вы правда не хотите попробовать сыграть по-честному и собрать действительно лояльную аудиторию вместо насильно загнанной?
По сути, попадание в чарты — это всегда огромная гонка между вами и вашими коллегами по цеху в условиях, когда каждому нужно набрать как можно больше прослушиваний в первые сутки, нежели у других.
Comments