top of page
  • Writer's pictureGANAMEDIA

Принципы качественного взаимодействия на студии: что делать в первый раз?


Студийные сессии звукозаписи имеют свой собственный набор правил и требуют особого паттерна поведения. Как вы себя ведете в условиях максимальной концентрации на качестве исполнения? Сможете ли вы перформить так же хорошо “по требованию”, как и на сцене? Слушать свою записанную сессию в наушниках и подмечать ошибки? А что, если всё будет только хуже от дубля к дублю?


Это вполне обоснованные и пугающие вопросы для музыкантов, которым еще не приходилось сражаться со студийными монстрами. Поэтому в этой статье постараемся разобраться, как сделать процесс звукозаписи менее болезненным и более продуктивным для себя.

  1. Постарайтесь использовать то оборудование, характеристики которого вы хорошо знаете. Пусть оно будет менее навороченным, зато проверенным и понятным. Нет ничего хуже, если прямо посреди записи придется тормозить весь процесс, чтобы понять, как работает то или иное устройство. Это не значит отказываться от новых примочек, но и бросаться с головой в новое оборудование во время записи не стоит – для этого есть свободное время вне студии.

К слову, о студии, это же касается и её – если будет свободное время, постарайтесь понять, подходит ли вам студия, на которой вы собрались записываться. Это позволит ускорить процесс записи и сэкономит вам уйму времени.


1.1. Не заморачивайтесь по поводу позолоченных джеков или "супервыверенных витых пар" - это почти никогда не поможет, если вы не умеете качественно исполнять на инструменте


1.2. К тому же, не нужно вечность настраивать микрофоны как вам кажется правильным – если у вас проблемы, то попросите помочь вам. Это вообще относится ко всему – вы артисты, а не технические специалисты – парню за пультом, скорее всего, виднее.


1.3. Многие микрофоны и предусилители оснащены фильтрами высоких частот – они позволяют убрать ненужные низкие частоты. Правильное использование данного фильтра действительно может позволить вам упростить работу с низкими частотами во время записи. Кстати, о микрофонах, держите поп-фильтр на расстоянии от микрофона и себя любимого (или вокалиста), иначе он перестает выполнять свою функцию


1.4. Стерео или моно? Вечный вопрос. Даже если у вас есть возможность записывать все на стереомикрофон, это не значит, что вам нужно постоянно это делать. Во время микширования вы поймете, что зачастую звук получается мутным. Нужно всегда понимать, что для чего вы пишите в стерео и как хотите, чтобы это звучало на финальной записи. Например, нужно ли акустической гитаре реально писаться в стерео, если в вашей композиции она просто задает ритм?


1.5. Не забывайте о запасе по мощности. Держите предусилитель на низком уровне, и вы всегда сможете поднять сигнал, если в этом возникнет необходимость. Это поможет вам избежать неприятные искажения цифрового клиппирования.


2. У вас должна быть четкая цель и план записи. Если вы хотите подурачиться и поэкспериментировать на студии – выделите для этого отдельное время, а ещё лучше – отдельный сеанс записи, чтобы изначального настроиться на качественную запись. Также оставьте время на разогрев – особенно это важно для вокалиста. Которому нужно будет записываться без эффектов и прочих примочек (мы ведь помним, что всегда пишем вчистую, и только потом добавим эффектов, если надо?)


3. Во время записи обозначайте треки правильно (или попросите того, кто этим занимается, так сделать). Конечно, можно не запариваться и называть их Трек 1, Трек 1(1) и так далее – но вы сами замучаетесь потом прослушивать их, чтобы понять, где какая часть. Кроме того, если вы отдаете треки на сведение и мастеринг какому-то специалисту не со студии, он будет вам безмерно благодарен. Не поленитесь заполнить метаданные – так будет проще отгружать треки уже после их окончательной обработки и мастеринга.


4. Это прозвучит заезжено, но блин, делайте бек-ап копии всего чего только можно. Сколько было историй, когда артист или его менеджер теряли/ломали/перезаписывали результаты своего многочасового труда не студии. Попросите инженера писать сразу на два диска, например, для этого поможет программки типа Synchronize! Pro X. Перед тем как микшировать – сделайте ещё одну копию, мало ли!

8 views0 comments
bottom of page